2018 год ознаменован 100-летием создания системы дополнительного (внешкольного) образования детей в Российской Федерации. Этой дате было посвящено V Всероссийское совещание работников дополнительного образования «100 лет системе дополнительного образования детей: традиции, инновации, перспективы», в котором приняло участие свыше 1000 представителей из всех субъектов России.
Республику Саха (Якутия) представляла делегация во главе с руководителем отдела воспитания и дополнительного образования Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) Ольгой Яшиной. В состав делегации вошли: заместитель руководителя отдела воспитания и дополнительного образования Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) Татьяна Иванова, директор Государственного автономного нетипового образовательного учреждения «Республиканский ресурсный центр «Юные якутяне» — Регионального модельного центра дополнительного образования детей Республики Саха (Якутия) Мария Петрова, директор Государственного автономного учреждения дополнительного образования Республики Саха (Якутия) «Центр отдыха и оздоровления детей «Сосновый Бор» Яна Иванова, директор Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей» муниципального района «Оленёкский эвенкийский национальный район Республики Саха (Якутия) Варианна Корякина, директор Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования им. Л.Е. Лукиной» Муниципального района «Горный улус» Республики Саха (Якутия) Александра Колесова, директор Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Бердигестяхская детская школа искусств» Муниципального района «Горный улус» Республики Саха (Якутия) Туйаара Ксенофонтова, начальник Муниципального учреждения “Хангаласское районное управление образования” Муниципального района “Хангаласский улус” Республики Саха (Якутия) Елизавета Мартынова, старший методист Государственного автономного нетипового образовательного учреждения «Республиканский ресурсный центр «Юные якутяне», член Совета по вопросам дополнительного образования Общероссийского Профсоюза образования Александра Архипова.
Сегодня в дополнительном образовании заняты свыше 100 миллионов юных россиян. Открывая совещание, ректор прославленной «Бауманки» Анатолий Александров выразил мысль, что специалиста из ребенка подготовить несложно, когда у него сформирован интерес к саморазвитию и самореализации. И эту ключевую задачу для развития личности выполняет дополнительное образование.
Как отметила Марина Ракова, заместитель министра просвещения РФ, дополнительное образование переступает 100-летний рубеж с большими планами в качестве инноватора системы образования. Дополнительное образование детей пронизывает все федеральные проекты национального проекта «Образование». Так, проект «Успех каждого ребенка» направлен на создание новых мест, открытие детских технопарков, мобильных Кванториумов, интеграцию с общим образованием по реализации индивидуальных образовательных траекторий детей, нового понимания предмета «Технологии».
Программа всероссийского совещания отражала перспективные точки развития дополнительного образования: организационно-финансовые механизмы, развитие социальной активности детей, детский туризм, научно-техническое творчество, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, развитие народных промыслов, профориентационные практики, отдых и оздоровление детей.
Интересен опыт Ульяновской области, который представила Пазекова Галина, советник губернатора. В рамках реализации программы поддержки одаренных детей конкурсные мероприятия рассматриваются не как конкурсы одного дня, а с образовательным эффектом для участников. Большой упор делается на self-процессы: самообразование, самоорганизация, саморазвитие и т.д.
Важный посыл задал Максим Инкин, и.о. директора Фонда развития новых форм образования – детское техническое творчество должно быть направлено на подготовку будущего производителя, а не потребителя. Это тем более актуально, когда страна на 95 % зависима в технологическом плане. Поэтому развитие детского научно-технического творчества – это вопрос стратегической безопасности страны.
Интересные тезисы были высказаны Павлом Рабиновичем, руководителем центра Федерального института развития образования, что профессия – это всего лишь набор функций, поэтому важнее не профориентировать, а развивать компетенции у ребенка. Кроме того, что актуальна задача учить ребенка учиться, не менее важно учить разучиваться и переучиваться, так как динамика профессиональной жизни заставляет человека менять профессии и профессиональные установки и стереотипы.
Новые профориентационные практики дополнительного образования обсуждались на панельной дискуссии с участием ведущих федеральных экспертов, научных деятелей. В частности, Галина Резапкина, научный сотрудник ФИРО ФГБОУ ВО «РАНХиГС», ведущий эксперт в сфере профориентации и профессионального самоопределения отметили, что главным вопросом профориентации детей и молодежи должен стать вопрос «Каким быть?», а не «Кем быть?». Акцент сделан на формирование внутренней мотивации саморазвития ребенка.
Республика Саха (Якутия) вносит свой активный вклад в копилку лучшего опыта дополнительного образования. Так, по приглашению Минпросвещения России Эдуард Кондратьев, заместитель министра образования РС(Я) с 2008 по 2018 год, представил опыт Якутии по развитию детского движения. Как спикер круглого стола «Детские общественные объединения: результаты и перспективы развития» Эдуард Владимирович представил региональную структуру, нормативную базу и методические разработки республиканской системы детского движения. Был отмечен передовой опыт республики по грантовой, кадровой поддержке, содержательной образовательной программе в рамках каникулярного отдыха. Таким образом, в республике была сохранена кадровая база, обеспечена преемственность лучших традиций детской социальной активности.
Вопросы повышения доступности и качества дополнительного образования были обсуждены на круглом столе по Десятилетию детства, в котором приняла участие руководитель отдела воспитания и дополнительного образования Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) Ольга Яшина. В ходе работы был затронут вопрос эффективности реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» и его преемственности с национальным проектом «Успех каждого ребенка».
В ряду региональных модельных центров якутский РМЦ – Республиканский ресурсный центр «Юные якутяне» занимает активную позицию. Якутским учреждением в лице директора Марии Петровой был представлен опыт разработки навигатора дополнительного образования, высказаны предложения по развитию региональных систем дополнительного образования. Следует отметить, что деятельность регионального модельного центра — РРЦ «Юные якутяне» была отмечена на V Всероссийском совещании благодарностью Федерального центра технического творчества «Станкин» как активного партнера и участника федеральных мероприятий.
Одним из результатов развития системы дополнительного образования детей Республики Саха (Якутия) стало участие регионального модельного центра в рабочей группе по разработке профессионального стандарта педагога дополнительного образования, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. N 298н. В ходе работы на совещании достигнута договоренность дальнейшего участия в разработке профстандартов методиста и педагога-организатора под руководством доктора педагогических наук, директора Ярославского института развития образования, ведущего федерального эксперта Ангелины Золотаревой.