Вопрос: Надежда Еремеевна, поздравляем с избранием на должность председателя территориальной организации Намского улуса. Прежде чем начать наш разговор о профсоюзной работе, расскажите немного о себе. Как вы решили связать свою жизнь с образованием и профсоюзным движением?
Н.Е.: Для меня сфера образования неразрывно связана с моей семьей, так как мои родители работают учителями, родные сестры тоже работают в школе, и даже мой муж работает преподавателем в колледже. Старшая дочь – студентка, двое младших учатся в школе. Поэтому наши семейные праздники зачастую превращаются в педсовет (смеется). Так что, считаю вполне закономерным, что я нашла себя в образовании, это – мое призвание, можно сказать.
Я начала свою профессиональную деятельность с должности воспитателя Центра развития ребенка–детского сада «Туллукчаан» села Намцы в 2010 году. Через четыре года меня назначили старшим воспитателем. В период пандемии, в 2020-2022 годах, я исполняла обязанности заведующей детского сада. В феврале 2022 года перешла в Управление образования главным специалистом Отдела дошкольного образования. Осенью 2022 года решила поменять сферу деятельности и поступила на работу преподавателем в Намский педагогический колледж им. И.Е. Винокурова. Первый опыт профсоюзной работы я получила в 2010 году, когда меня избрали председателем первички детского сада, мне тогда было 25 лет. С тех пор моя профессиональная жизнь тесно связана с профсоюзной деятельностью. Меня всегда интересовала атмосфера в коллективе: кто чем «дышит», кто нуждается в помощи, какие интересные мероприятия можно провести для коллектива, у кого какие способности и интересы, как можно сплотить коллектив и т.д. Вот поэтому я и выбрала Профсоюз, чтобы всегда быть в курсе всех изменений, чтобы как-то помогать людям решать их проблемы. Добавлю, что мой опыт профсоюзной работы значительно расширился, когда в 2013 году меня избрали членом президиума улусного комитета работников образования Намского улуса.
Вопрос: Что побудило вас выдвинуть свою кандидатуру на пост председателя профсоюзной организации?
Н.Е.: На этот вопрос я бы ответила словами Нила Дональда Уолша, который однажды сказал: «Жизнь начинается после выхода из зоны комфорта». Мне было очень комфортно работать в колледже. Я даже думала про себя: «Ну наконец-то я нашла себя!». Но когда Александр Гаврильевич Шарапов (бывший председатель районной организации, прим. авт.) предложил выдвинуть свою кандидатуру на должность председателя районной организации, внутри меня как будто что-то щелкнуло: ведь я люблю решать сложные задачи и не боюсь трудностей. Вот и решила попробовать себя.
Вопрос: Какие цели и задачи вы ставите перед собой на новом посту? Какие у вас планы по развитию Вашей профсоюзной организации?
Н.Е.: Одними из основных приоритетных направлений работы на предстоящий период, на мой взгляд, и члены комитета меня в этом поддерживают, являются системная работа с молодежью, обучение председателей ППО, работа с ветеранами. Особое внимание необходимо уделить участникам СВО и их семьям. Это сейчас находится на первом месте. СВО когда-то закончится, но и после ее окончания участникам и их семьям понадобится поддержка со стороны Профсоюза. Также хочется интегрировать в профсоюзное движение современные технологии, чтобы было и самим интересно работать и привлекать больше молодых к нашей работе. Хотим создать сообщество профсоюзного актива в ВК, и свой канал в Телеграм. Эти вопросы уже находятся в разработке. Это, во-первых, повысит доступность рядовых членов Профсоюза к информации, во-вторых, расширится обратная связь, ведь все эти инструменты будут использоваться не только профсоюзным активом, но и рядовыми членами Профсоюза. Ну и, конечная цель – увеличение числа членов Профсоюза в нашем улусе.
Вопрос: Какими методами и инструментами планируете пользоваться для привлечения работников в Профсоюз?
Н.Е.: Наряду с внедрением современных технологий в нашу работу, мы также будем опираться и на традиционные методы работы. Например, в нашем улусе есть хорошая традиция каждый месяц в третью среду проводить семинар для председателей ППО, где кроме получения информации мы делимся проблемами, вопросами. Также для работы по повышению вовлеченности в жизнь Профсоюза можно использовать просветительские, информационные методы: распространение профсоюзного пластикового билета, семинары, акции.
Мы планируем провести анкетирование, чтобы выявить причину выхода из членства, и на основании данных строить план работы по привлечению членов в Профсоюз.
И надо также учитывать специфику работы в образовательном учреждении. Повышение активности среди педагогов зависит от их загруженности по основной работе: если они свободные, то они активные, если на работе «аврал», то активность уменьшается. Вот поэтому при составлении плана на 2025 год надо учитывать основной план мероприятий в образовательных организациях: ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, профессиональные конкурсы, проверки и т.д.
Вопрос: Как вы собираетесь развивать сотрудничество с администрацией учебных заведений и с кем из других организаций или структур вы планируете сотрудничать для достижения своих целей?
Н.Е.: Я считаю, что для достижения поставленных целей, нам необходимо развивать социальное партнерство на муниципальном уровне. Хорошим подспорьем для этого станет отраслевое соглашение, заключенное между районной организацией Профсоюза с МКУ «Управление образования». С администрациями образовательных учреждений будем сотрудничество строить через совместное проведение мероприятий. Мы также считаем необходимым сотрудничать с администрацией Намского улуса. Безусловно, деятельность нашей профсоюзной организации немыслима без взаимодействия с республиканской организацией Профсоюза, а также с коллегами из других территориальных организаций. Также для эффективной работы по защите социально-трудовых прав и законных интересов работников образования необходима совместная работа с другими отраслевыми профсоюзами Намского улуса.
Вопрос: На ваш взгляд, с какими основными вызовами вы вероятнее всего столкнетесь на своем посту?
Н.Е.: Лично для меня самый основной вызов – это построение диалога с рядовыми членами Профсоюза. Во-первых, слушать и слышать — это разные вещи. Для нас, для профсоюзных работников и профсоюзного актива, важен каждый член Профсоюза, и нужно подобрать слова и действия, подходящие для каждого члена Профсоюза отдельно. Второй, значительный вызов — наработка опыта работы по защите трудовых прав, освоение знаний по законодательству, и здесь самое важное – это самообразование, находить время, которого катастрофически не хватает.
Вопрос: Какие успехи вашей организации вы могли бы отметить за последний период, которые помогли бы вдохновить ваших коллег?
Н.Е.: Вдохновение приходит от участия и побед в конкурсах, ведь успешное участие в конкурсах дает нам понять, что мы на правильном пути. Так, например, Центр развития ребенка-детский сад «Чуораанчык» с. Едейцы Намского улуса стал победителем республиканского конкурса «Лучший социальный партнер». В марте этого года, на ежегодном смотре агитбригад, команда Намского улуса завоевала Гран-при, между прочим, второй раз подряд. Участники команды – педагогические работники. Это ли не повод для вдохновения?! Такие победы, как кирпичики, выстраивают фундамент доверия между профлидером и его командой, если команда доверяет своему лидеру, то с ней можно достичь любых вершин.
Вопрос: Что вы хотели бы сказать молодым педагогам, которые только начинают свою карьеру?
Н.Е.: Я бы обязательно сказала, что профессия педагога – это прежде всего доброта, терпение и развитие. Почему развитие? Потому что, когда педагог развивается, развиваются дети и школа, и поэтому в развитии — великая сила каждого педагога. Чтобы стать успешным учителем необходимо развиваться как личность, развиваться как профессионал своего дела, развиваться в общении с коллегами.
Молодые работники образовательных организаций сейчас на первое место ставят развитие в профессии. Конечно, это не может не радовать. Но со временем им надо включаться в профсоюзную деятельность, и эту работу нужно проводить на местах каждым председателем профкома. В лице председателя молодой работник впервые знакомится с Профсоюзом, поэтому так важно отнестись к этому с полным пониманием: необходимо подготовить каждого председателя взаимодействию с молодым работником, чтобы не оттолкнуть своими словами или действиями, а, наоборот, привлечь и увлечь. чтобы молодой работник заинтересовался профсоюзной деятельностью.
Конечно, создание условий для работы, поддержка молодых работников в их начинаниях – это общая забота государства и общества. Профсоюз обязан принимать в этом самое непосредственное участие, ведь Профсоюз — это прежде всего социальные гарантии и защита прав. Еще Профсоюз нам дает возможность проявить свои способности и лидерские качества. Через мероприятия, которые проводит Профсоюз, мы узнаем о наших коллегах, делимся с опытом с членами профсоюзов других отраслей. Вот поэтому стоит быть членом Профсоюза.
Беседовала
Ирина Протодьяконова,
заместитель председателя
Якутской республиканской организации
Общероссийского Профсоюза образования