В декабре Минтруд решил отодвинуть срок внедрения профессионального стандарта “Педагог” до 2019 года. Это решение поддерживают и педагоги, и разработчики стандарта, и отраслевой профсоюз. Для перехода на новый стандарт нужно серьезное переобучение — а площадки для этого есть лишь в четверти регионов страны.
МНЕНИЕ РАЗРАБОТЧИКА
Хотя профстандарт для педагогов был принят одним из первых, еще в 2014 году, его планировали внедрять не сразу, а с 2017 года. Впрочем, в прошедшем декабре этот срок передвинули на 2019 год.
По мнению одного из разработчиков стандарта, директора Центра образования № 109, академика РАО Евгения Ямбурга, хоть профессиональный стандарт и нужен, но учителей не подготовили к его внедрению:
— Реформа образования давно идет. Но по сути — это реформа машины образования. Мировой опыт показывает, что простое повышение зарплат учителям не приводит к повышению качества образования. А приводит к нему повышение квалификации педагогов. И необходимость в этом повышении есть — изменились контингенты детей. Появилось много детей с ограничениями возможностей здоровья, с проблемами развития, детей, у которых русский язык не родной. Чтобы работать с такими контингентами, нужны новые компетенции. Именно поэтому мы не писали стандарты учителя-предметника. Он должен уметь работать со всеми детьми вне зависимости от своего предмета.
Как считает Ямбург, регионы демонстрируют две пагубно опасные точки зрения на применение стандарта:
— Одни говорят, что ничего не будут делать, пока не появится приказ. Одновременно есть руководители регионов, которые говорят, что уже ко всему готовы. Спрашиваешь их, как именно они готовы. Они просто забросили в первые классы аутистов, и теперь у них “инклюзивное образование”. Вот что будет делать эта бедная училка с такими детьми? И понятно, почему такой энтузиазм. Потому что это дешево — расформировать школы VII и VIII вида и забросить этих детей в обычные классы. А это “смерть” и здоровым, и больным детям. Мы, авторы стандарта, не настаиваем на немедленном внедрении стандарта. И мы получили поддержку и министерства, и профсоюзов для переноса сроков внедрения профстандарта на 2019 год.
По словам разработчика стандарта, одна из самых больших сложностей внедрения профстандарта заключается в том, что педагогическое сообщество его пока не принимает:
— Учитывая бэкграунд нашей страны, любой стандарт воспринимается как удавка, — говорит Евгений Александрович. — Хотя почти в любой развитой стране есть подобные стандарты. Сразу возникли разговоры, что стандарт будет ограничивать творчество педагога. Хотя этого в документе не заложено. Также педагоги стали получать угрозы — типа “мы вас переаттестуем по новой системе, и вы лишитесь рабочих мест”. Но не этого хотели при разработке профессионального стандарта! Мы хотели, чтобы педагоги научились работать в новых условиях — ведь дети изменились.
Ямбург признал, что внедрение стандарта требует дополнительного обучения педагогов, а отлаженной системы такой подготовки просто не существует:
— Вот в классе появляется ребенок с задержкой в развитии, к примеру. Что может сделать с ним учительница? Кто учил ее обращаться с такими детьми? На пилотных же площадках мы увидели полное рассогласование системы. Один отвечает за пуговицы, другой — за рукава, за результат целиком — никто. Так что все упирается в систему подготовки. Пока не перестроим систему обучения и переподготовки, это будут фейковые результаты.
На вопросы «Солидарности» ответила Татьяна Куприянова, заместитель председателя профсоюза работников народного образования и науки РФ.
— 15 декабря министр труда подписал приказ о переносе срока начала применения профстандарта “Педагог” на сентябрь 2019 года. Почему?
Есть поручение сформировать национальную систему учительского роста, которая предполагает дифференцированные уровни освоения компетенций, предусмотренных профстандартом “Педагог”. И в зависимости от уровня освоения профстандарта учреждению нужно ввести несколько должностей, допустим: учитель, старший учитель и ведущий учитель. Может быть, и по воспитателям так же: воспитатель, старший воспитатель. Все это требует дополнительной переработки и апробации профстандарта. Это нужно для того, чтобы можно было запустить процесс совершенствования и образовательных программ, и подготовки кадров, и переподготовки кадров — с учетом вот этих, описанных профстандартом, уровней освоения компетенций. И чтобы можно было в соответствии с этой дифференциацией проводить определенные испытания, аттестацию — чтобы специалисты могли занимать ту или иную должность.
Еще в мае мы обратились к министру образования, выразили обеспокоенность. Совершенствование программ подготовки и переподготовки педагогов сейчас осуществляется на базе стажировочных площадок. Их чуть больше 20. Конечно, эти площадки включают и педвузы, и классические университеты, и институты повышения квалификации, институты развития образования. Но эти площадки есть лишь в четверти регионов страны! В других регионах работа вовсе не ведется.
Наша обеспокоенность и была вызвана в первую очередь тем, что начатая работа по перестройке программ подготовки и переподготовки кадров с учетом требований профстандарта не получила массового характера. И естественно, не созданы еще и документы, которые позволили бы образовательным организациям заняться формированием должностных обязанностей с учетом требований профстандарта. Поэтому мы и обратились к министру образования с просьбой посодействовать тому, чтобы Минтруд и нацсовет по профессиональным квалификациям учли нашу обеспокоенность и перенесли срок начала применения этого профстандарта.
— Как вы думаете, этого времени хватит, чтобы создать базы переподготовки по всей России и всем педагогам повысить квалификацию?
— Эта работа действительно очень сложная. Если усилия объединить и активно работать, то времени может и хватить. Но сложностей много. Нужно упорядочить систему подготовки кадров, переподготовки, привести ее в соответствие с требованиями профстандарта “Педагог” и других профстандартов в сфере образования. Привести высшее и среднее профобразование в соответствие и с требованиями профстандарта, и с требованиями ФГОС общего образования. Много проблем, связанных с тем, что введение профстандартов для высшего образования, среднего профессионального образования часто не коррелировалось с профстандартом “Педагог” и другими профстандартами в сфере образования. То есть все это разрабатывалось параллельно, и не всегда эти виды работ совпадали друг с другом. Выяснилось, что федеральные образовательные стандарты не стыкуются с профессиональными стандартами, и будет проведена работа по их сопряжению.
— Старший учитель, ведущий — это будут должности. Ведь это учебное учреждение определяет, сколько и каких должностей будет?
— Вы коснулись очень важного вопроса. Штатное расписание определяется самим учреждением, как и система оплаты труда. Если руководитель вместе с педколлективом примут решение, что нет потребности в дополнительных должностях, то, в принципе, имеют право сохранить штатное расписание таким, какое есть. Мы задавали вопрос вот о чем: а почему нужны именно должности? А почему нельзя установить, например, какие-то ведомственные звания? Тот же самый старший учитель, учитель-наставник, учитель-исследователь и проч. Почему бы не быть вот этим званиям, и почему бы не установить доплаты, надбавки за выполнение дополнительных функций? В принципе, это было бы приращением каких-то компетенций. Если бы потребность была, допустим, в какой-то дополнительной исследовательской деятельности, то, естественно, и доплата уходила бы на это.
Определить, сколько нужно вот этих дополнительных должностей, очень сложно. А что следует за их введением? Внесение изменений в номенклатуру должностей, утвержденную правительством. Кроме того, за изменением наименования должностей следует изменение набора льгот и гарантий, нынче предусмотренных для должности учителя и воспитателя. Профсоюз об этом и говорил в первую очередь: за изменениями должностей следует изменение социального статуса педагогов. И нам очень важно, чтобы льготы и гарантии, которые сейчас установлены для учителя и воспитателя, распространялись и на новые должности, производные от должностей учителя и воспитателя.
Мы обращались с запросом в Минтруд. Нам ответили, что в каждом конкретном случае будут устанавливаться либо не устанавливаться соответствующие льготы и гарантии для новых наименований должностей. То есть этот вопрос нас, конечно, очень волнует. Есть еще над чем работать.
Источник: газета «Солидарность»