Введение профстандарта может быть отложено до 1 сентября 2019 года

    На заседании Комитета Госдумы по образованию и науке обсудили проблемы, связанные с созданием национальной системы учительского роста.

     По словам заместителя директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Павла Сергоманова, новая система призвана обеспечить учителям возможность горизонтального роста, поскольку шансы на вертикальный рост в школе невысоки. В частности, наряду с должностью «учитель» предлагается ввести также должности старшего и ведущего учителя. При этом для простых учителей сохранится разделение на первую и высшую категории, у старших и ведущих, возможно, такой градации не будет.

     Программу учительского роста планируется реализовать до 2020 года. Для этого потребуется изменить профессиональные стандарты, разработать и апробировать новый порядок проведения аттестации.

  Согласно действующему приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации профессиональный стандарт педагога должен применяться в трудовых отношениях с 1 января 2017 года. Но, по словам Павла Сергоманова, срок его введения может быть перенесён на 1 сентября 2019 года. На таком переносе, в частности, настаивает Общероссийский Профсоюз образования. По мнению Профсоюза, сначала надо увязать профессиональный стандарт с обновляемыми требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего и высшего образования, а также с построением системы учительского роста, а уже потом переходить к обязательному применению этого документа во всех образовательных организациях. Заместитель председателя Профсоюза Татьяна Куприянова призвала очень аккуратно относиться к изменениям в наименовании должностей педагогических работников, чтобы за этим не последовала утрата льгот и гарантий, таких, например, как досрочная пенсия.

  По предварительным оценкам Минобрнауки России, введение новой системы потребует незначительного увеличения фонда оплаты труда, поскольку изменение штатного расписания будет рассматриваться как возможность, но не обязанность. Однако депутаты и представители Профсоюза сошлись во мнении, что без адекватных финансовых решений эффекта не будет. «Если вводить новые должности без ощутимой дифференциации в оплате труда, не будет потребности использовать такие должности», — заметила Татьяна Куприянова.

   В ходе обсуждения отмечалось, что новая система должна быть сопряжена с программами подготовки педагогов и системой эффективного контракта.

  «Главное, чтобы внедрение новой системы учительского роста не привело к очередной бюрократической профанации с элементами коррупции», — резюмировал председатель Комитета по образованию и науке Госдумы России Вячеслав Никонов.

  Комитет поддержал предложение Общероссийского Профсоюза образования о переносе введения профессионального стандарта педагога на более поздний срок.

Сергей Косыгин,
«Учительская газета»